Команда «Дети. про плюс» на обучении по расстройству пищевого поведения

С октября уже прошлого года и на протяжении 4 месяцев наши специалисты Юлия Тарасова и Виктория Ротмистрова проходили обучение на курсе Избегающее ограничительное расстройство пищевого поведения.
Тема еды в особом детстве все более и более востребована и актуальна. Многие дети едят мало, едят ограниченный рацион продуктов или продукты одного вида. Тренинги пестрят термином “пищевая избирательность”, хотя официально такого диагноза не существует. При этом диагноз, который ставится только психиатром и для детей старше 5 лет, звучит как “избегающее/ограничительное расстройство пищевого поведения”.

Задачи курса:
- получить представление о диагнозе, его клинических проявлениях, дифференциации с другими расстройствами питания, об особенностях проявления у детей с нарушениями развития;
- проанализировать собственные пищевые привычки, отношения с едой, установки, связанные с питанием, их влияние на работу с клиентом;
- разобрать инструменты оценки: анкета, пищевой дневник, домашнее видео;
- изучить различные подходы к формулировке целей и их роль в терапевтической работе;
- вернуть «беседе с родителями» почетное звание терапевтического инструмента;
- найти свое место в сфере услуг по работе с ИО РПП;
- познакомиться с онтогенетическими принципами развития приема пищи;
- познакомиться с базовыми развивающими приемами для терапии ИО РПП в теории и на практике.


Что наши специалисты узнали на обучении?
Как отличить реальное РПП от прочих проблем с едой, которые могут быть связаны с дисфагией.
Дисфагия – сложности глотания, задержка навыка, который не только проявляется в том, пользуется ли ребенок приборами (то есть моторные навыки), но и навыками дегустации – определения съедобной и нравящейся еды.
Пропускание данного этапа как раз может быть причиной сложностей с жеванием и знакомством с новыми продуктами в будущем, в целом с восприятием еды.
Определение ИО РПП – нарушение приема пищи или кормления, проявляющиеся постоянной неспособностью удовлетворить соответствующие [возрастной норме] потребности в питании и/или энергии, связанные с одним (или более) показателями:
а) Значительная потеря веса (неспособность достичь ожидаемого увеличения веса, замедление роста у детей)
б) Значительный дефицит питательных веществ
в) Зависимость от энтерального питания или пероральных пищевых добавок
г) Выраженное вмешательство в психосоциальное функционирование (школа, гости, общепит).

Основные причины ИОРПП:
1. избегание пищи, основанное на сенсорных характеристиках;
2. отсутствие интереса к потреблению пищи;
3. отвращение к еде вследствие негативного опыта.
Так как у ИО РПП есть четкие параметры, то оценка роста, веса и индекса массы тела в динамике становятся ключевыми в оценке кормления и подборе программы терапии.
Отзывы наших специалистов:

“Особенно важно и ценно было проанализировать собственные пищевые привычки, отношения с едой, установки, и их влияние на работу с семьей-клиентом. И откровение, что еда – это не просто еда: белки, жиры и углеводы и много эмоций самых неожиданных, переживаний традиций родной семьи и их влияние на настоящие установки и оценку рациона и привычек других” – Виктория Ротмистрова

“Мне особо важно было обоснование автора курса о приеме “играть в еду”. Почему играть в еду не очень этично и эффективно. Потому что еда – это не отдельная деятельность, как игра для ребенка, а базовая потребность организма, которая желательно, но не обязательно даже должна приносить удовольствие. И стратегия играть в то, что не является игровой деятельностью не совсем верно. И лучше вводить ребенка в социум – научить есть и стать частью культуры напрямую. Иначе есть риск, что ребенок (особенно с интеллектуальными нарушениями) воспримет игру в еду как часть нормы обращения с едой. При этом – выбор метода терапии – играть в еду или нет – остается за специалистом” – Юлия Тарасова